20 May, 2018


sv6

ВЕТЕРАНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ И ЕВРЕЙСКАЯ РЕЛИГИЯ

                       

 ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

 

   После выхода в свет очередного номера журнала "Ветеран Второй мировой войны" органа Союза ветеранов Второй мировой войны – борцов против нацизма, ко мне, как к председателю редколлегии, обратился с письмом ветеран, инвалид войны Симон Горелик с критическими замечаниями по поводу помещенной в журнале статьи Давида Трибельского "Государству Израиль – 65". Рассмотрев письмо, редколлегия решила, что ответ на поднятый в письме вопрос мог бы представлять существенный интерес не только для автора письма, но и для многих репатриантов - участников Великой Отечественной войны и других лиц, опаленных огнем этой войны. Редколлегия поручила дать ответ пресс-секретарю Центрального совета Давиду Трибельскому.

                         Председатель Союза ветеранов Второй мировой войны – борцов против нацизма

                                               председатель редколлегии журнала

                                                                                    Абрам Гринзайд

 

                                         *  *  *  *  *  *  *  *  *  *

              .                                                             Давид Трибельский                      

  ВЕТЕРАНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ И ЕВРЕЙСКАЯ РЕЛИГИЯ

 

                ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДИСКУССИИ

В израильской русскоязычной светской печати периодически встречаются слова или выражения религиозного характера. Это считается обычным явлением и не привлекает к себе особого внимания. В последнем номере журнала "Ветеран Второй мировой войны" органа Союза ветеранов Второй мировой войны – борцов против нацизма, в статье автора этих строк "Государству Израиль – 65" первый абзац посвящен прославлению еврейского народа, который через тысячи лет борьбы и страданий создал свое государство. Чтобы понять, в чем претензия критика, придется привести этот небольшой абзац целиком.

  "Две тысячи лет жизни в рассеянии и скитаниях по странам мира не сломили еврейский народ. Он неумолимо шел по извилистым тропам истории сквозь гонения, страдания, войны, газовые камеры. Его вели высокий дух и неистребимая сила жизни. Преодолев неимоверные трудности, он сумел  создать на земле предков еврейское государство - Израиль. Это единственный и вряд ли повторимый случай в истории человечества! Такое, поистине, суждено только избранному народу!"

И далее автор показывает рождение еврейского государства и раскрывает некоторые вопросы его деятельности. Обычная юбилейная статья с целевым уклоном на ветеранское движение.

Один из читателей журнала, инвалид Великой Отечественной войны Симон Горелик из Хайфы, награжденный тремя орденами Отечественной войны 1-й степени и другими наградами, прислал в редакцию письмо, в котором пишет следующее.

"Несмотря на содержательную статью, её автор не удержался от религиозной оценки еврейского народа. Привожу её дословно: "Такое поистине суждено только избранному народу!" Да еще с восклицательным знаком, усиливающим сказанное".

Далее Горелик разъясняет, почему его так обеспокоила эта фраза.

        "Гуляющая по всему миру сотни лет оценка, наверняка, без сомнения, способствовала формированию оголтелого антисемитизма. Другие народы не считают себя хуже евреев, так как их это оскорбляет".

    Отвечая на письмо Симона Горелика, автор этих строк адресует ответ широкому кругу читателей. Дело в том, что взаимное общение с репатриантами из СССР/СНГ – участниками войны (в дальнейшем имеются в виду и ветераны и инвалиды), и другими членами ветеранских организаций показывает, что знание Торы, ТаНаХа, истории еврейского народа и причин антисемитизма не является в полной мере достоянием основной массы репатриантов. Может быть, отчасти и потому, что так сложилась их жизнь и судьба. Поэтому, прежде, чем перейти к  некоторым вопросам еврейства и ветеранского движения, начнем с того, что вспомним о нелегкой судьбе нашего поколения

                             ПОКОЛЕНИЕ ВЕТЕРАНОВ ВОЙНЫ

Так уж устроена жизнь людей, что каждое поколение является свидетелем и участником тех исторических событий,  которые выпадают  на его долю. Нынешнему поколению ветеранов волею судеб достался ХХ век, три четверти которого они прожили, захватив и начало ХХI-го. Этот период оказался чрезвычайно бурным и насыщенным событиями всемирно-исторического значения.

Над колыбелью нашего поколения грохотали разрывы Первой мировой войны, пылали зарницы революции, строчили пулеметы войны Гражданской. Людей душил голод «военного коммунизма» и лишь нэп на короткий период слегка облегчил их существование. И когда мы осознано взглянули на окружающий мир, то ощутили себя уже детьми новой, советской эпохи.

Мы становились октябрятами, пионерами, комсомольцами. Нам повседневно твердили о правильности выбранного страной пути, о светлом коммунистическом будущем. Нам внушали, что научный коммунизм Маркса и Энгельса –– истинно верное учение.  И мы верили. Под влиянием неутомимой пропаганды мы стали считать себя передовыми людьми планеты. Известны слова Сталина: "Последний советский  гражданин, стоит  головой вышелюбого зарубежного высокопоставленногочинуши". Фактически это не что иное, как  позиция превосходства советского народа над другими! Историческая судьба как бы избрала Россию стать провозвестником строительства мирового  коммунистического общества. Но нас интересует сейчас другое.

С первых шагов жизни, со школьных лет нас стали воспитывать, исходя из принципа, что бога нет. Над нами висели, как заклятие, слова Маркса: "Религия – опиум для народа". На наших глазах разрушали православные церкви, закрывали синагоги, мечети. Издавался журнал  "Безбожник", выходили такие антирелигиозные книги, как "Библия для верующих и неверующих" и другие. Священнослужителей репрессировали. Читать подлинную Библию запрещали. Запрещали делать еврейский обряд брит-милу. Постепенно нас сделали убежденными атеистами. В сельских местностях эта проблема, возможно, была менее острой.

              ВЕТЕРАНЫ ВСТРЕЧАЮТСЯ С ИУДАИЗМОМ

Нынешние члены ветеранских организаций приехали в Израиль, обогащенные огромным жизненным и социально-политическим опытом. Все они в полной мере ощущали катаклизмы страны, в которой жили, и, тем более, прочувствовали на себе судьбу еврейства в этой стране.  Часть из них участвовала и вышла живыми из самой кровавой из войн – Второй мировой. Прибывшие в Израиль в той или иной мере были свидетелями или участниками бескровного крушения коммунистической системы и распада Советского Союза. Из 19 миллионов членов КПСС фактически никто, кроме ГКЧП, пальцем не шевельнул в защиту своей идеологии и социалистического строя. Перефразируя известные слова Ленина, можно сказать, что крушение социализма, который более 70 лет строили и защищали большевики, свершилось! И это убедительно свидетельствовало о тупиковом конце коммунистических идей марксизма-ленинизма.

   Итак, если не все, то большинство ветеранов приехали в Израиль лишенными веры в коммунизм и убежденными атеистами. Здесь они, евреи, встретились с открытыми проявлениями еврейской религии. Свободно функционируют сторонники ортодоксального иудаизма, существуют другие течения иудейской религии, работают тысячи синагог, торжественно отмечаются все религиозные праздники, религия не отделена от государства, представители религии входят в Кнессет и правительство. Вместе с тем, отмечено, как факт, что ортодоксально религиозные евреи живут обособленной жизнью, и фактически сторонятся светских репатриантов, которым остается только  вращаться в кругу своих землячеств и участвовать в добровольных общественных организациях. Немалую негативную роль при этом играл и играет языковой барьер.

 Приняв существующий порядок, и привыкнув к нему, большинство ветеранов мало приблизились к своим еврейским корням, не сделали ожидаемых шагов по изучению  религиозных книг и истории еврейского народа.  Отчасти это можно понять и объяснить. Чтобы органично войти в образ жизни, предписываемый Торой, оно, это вхождение, должно начинаться с детства. Для большинства ветеранов преклонного возраста это оказалось просто не под силу. Но для молодежи, людей среднего и даже старшего возраста это проходит значительно легче.

В большинстве своем ветераны осознано принимают свою принадлежность к  еврейству, они в той или иной мере следуют тысячелетним традициям своего народа и религии. И это прекрасно! Однако, нельзя согласиться с тем, что многие из них, будучи евреями, но оставаясь внутренне далекими от подлинного еврейства,  не изучили в должной мере историю еврейского народа, сущность его религии, историю антисемитизма, они не прониклись глубинным пониманием еврейского мировоззрения и предназначения этого народа в свете Торы. Обо всем этом, в лучшем случае, у них бытуют поверхностные представления и примитивные суждения. Это приводило к тому, что ортодоксы и ветераны не всегда находили общий язык и зачастую не понимали друг друга.

                    АНТИСЕМИТИЗМ И БОРЬБА С НИМ

  В письме Симона Горелика выражено беспокойство в связи с ростом  антисемитизма в мире. И действительно, нет, пожалуй, другого примера тысячелетней ненависти к одному народу с такой безжалостной и смертоносной историей. Но как с ним бороться? Не отказаться же, на самом деле, от упоминания об избранности еврейского народа в местном журнале, предназначенном для членов Союза ветеранов, чтобы, якобы, не форсировать рост антисемитизма в мировом масштабе. Это слишком наивное представление о причинах роста антисемитизма, оно напоминает "позицию страуса".

Но бороться с врагами еврейского народа надо. Союзу ветеранов приходилось по-настоящему выступать против антисемитизма. Например, когда появилась книга махрового юдофоба – еврея профессора Шломо Занда "Кто изобрел еврейский народ", автор этих строк по поручению коллектива откликнулся резкой статьей "Ветераны против фальсификации еврейской истории". Антисемитов надо подвергать жесткой критике, разоблачению и осуждению.

   Что касается причин антисемитизма, то известный деятель сионизма Натан Щаранский в своей статье "Другие" ("ВЕСТИ" от 25.12.2003) в самом общем виде усматривает основную причину антисемитизма в том, что "евреи с первых дней образования нации – ДРУГИЕ! " Они существенно отличаются от остальных наций и народов. В рамках данной статьи нет возможности в  достаточной мере раскрыть эти отличительные особенности еврейской религии и народа, а также многообразие проявлений антисемитизма, которые по-своему значимы и поучительны. Они показывают не только гонения на евреев, но и их героическую борьбу за свои права, и их нравственное и интеллектуальное влияние на мировую историю.

                    ЧТО ЖЕ ТАКОЕ "ИЗБРАННОСТЬ НАРОДА"?

Как пишется в Торе, Всевышний после определенных поисков "избрал" именно еврейский народ. Для чего? Не для господства над миром, конечно, а для безраздельного служения Ему, Творцу Вселенной. И чтобы этот народ был примером морали и поведения для всего человечества, чтобы он нес, как говорили пророки, "свет народам". Всевышний дал еврейскому народу на каменных скрижалях 10 заповедей высокой нравственной и духовной чистоты и культуры, Он установил для исполнения и запрета 613 заповедей (сейчас по разным объективным причинам количество исполняемых заповедей стало значительно меньше). Именно в этом и заключается смысл "избранности". Антисемиты злобно исказили этот чистый, благородный принцип. Вершиной клеветы явилось издание по инициативе охранки царской России подлейшей фальшивки - "Протоколов сионских мудрецов", где евреи показаны, как заговорщики с целью захвата мирового господства. Читать эти материалы просто омерзительно, однако они обошли мир многомиллионными тиражами и способствовали усилению антисемитизма.

Вместе с тем по отношению к утверждению Торы об избранности еврейского народа, в мире существуют весьма различные взгляды и суждения. Так, например, известный христианский философ Николай Бердяев, высланный Лениным из Советской России в 1918 году, писал.  

    "Непостижимо самоё сохранение этого народа и необъяснимо рационально. С точки зрения обыкновенных исторических объяснений, еврейский народ должен был перестать существовать. Ни один народ мира не выдержал бы подобной исторической судьбы. Ни один народ в мире не пережил бы столь долгого рассеяния и, наверное, потерял бы свое лицо и растворился бы среди других народов. Но по неисповедимым путям Божьим народ этот должен сохраниться до конца времен".

Можно привести немало подобных высказываний. Вместе с тем, к огорчению, следует честно признать, что еврейский народ не проявил той высокой нравственной чистоты, праведности и поведения, которую требовал от него Всевышний. Проявляя любовь к евреям и милость, спасая их в трудные минуты, Он одновременно сурово наказывал их за прегрешения. Все это подробно изложено в наших Священных книгах. Уже упоминавшийся Николай Бердяев, глубокий знаток истории иудаизма и христианства, чистосердечно писал:

"Этот народ скреплен и на века объединен исключительностью своей религиозной судьбы. Христиане принуждены признать богоизбранность еврейского народа,  этого требует христианское вероучение".

На днях по Интернету поступило сообщение, что Папа Римский Франциск в сентябре этого года заявил в печати, что  Бог никогда не прерывал своей связи с народом Израиля, и что поэтому христианская церковь, как и все человечество, остается перед евреями в постоянном долгу. Можно считать, пожалуй, что это очередной вклад со стороны католической церкви в борьбу с антисемитизмом.

 

                             ЕВРЕИ ВЕСЬМА РАЗНООБРАЗНЫ

Еврейский народ  дал миру самый высокий процент выдающихся людей в сфере ряда наук, куда им не был закрыт доступ, в том числе в экономике. Профессор Арон Черняк в своей замечательной работе "Нобелевские премии и еврейство" показал, что за период с 1901 по 1992 годы этой престижной премии из общего числа лауреатов  были удостоены 20,3 % евреев (это только евреи по Галахе), что составляет пятую часть всех награжденных, выдающихся ученых мира. Но это не прямой, а опосредованный результат "богоизбранности", это следствие других факторов, например, высокого  уровня грамотности еврейского народа в течение тысячелетий, неустанной борьбы за выживание и других. которых мы касаться не будем. Кстати, сегодня, получив новости, мы с большим удовлетворением и гордостью узнаём, что из восьми лауреатов Нобелевской премии 2013 года шесть человек – евреи!

Вместе с тем, мы вынуждены добавить несколько слов  о тех, кто, если хотите, позорят еврейский народ. Тонкий знаток еврейской души известный сатирик Игорь Губерман говорит о них так: "Как еврейский мудрец несравненно мудр, так и еврейский дурак несравненно, титанически глуп, и каждый убежден в своем праве учить весь мир".Ту же мысль, только в несколько более грубой форме, высказывает другой известный писатель Михаил Веллер.

Инвалид войны Симон Горелик, ссылаясь на наличие в указанной выше статье сакраментальной фразы об избранности еврейского народа, добавляет в своем письме: "Антисемитизм это как заразная болезнь и будет страшно, если она проникнет  в семьи репатриантов, где одна половина не избранная, а таких в Израиле не мало".

Уважаемый Симон Горелик, мне, автору этой, как вы сами написали в своем письме, "содержательной" статьи, трудно представить себе, что в подобной  смешанной семье один из супругов, заключивших брак, очевидно, все-таки полюбви, может кичиться перед другим тем, что он принадлежит к "избранному народу". И что за счет этого он, "избранный", может требовать какие-то льготы или преимущества в семейной жизни. Неужели в нашем народе есть люди, павшие до такой степени низости и безнравственности?  Думается, что если есть, то ничтожное количество. Кроме того, в смешанной семье, коль она сложилась в нарушение традиций Торы, имеется достаточно возможностей для благородного и достойного решения возникшей проблемы. Второму супругу всегда открыта дорога для приобщения к избранному народу, чтобы служить Всевышнему, как все евреи, и быть примером для остальных народов.

Поэтому, независимо от всех негативных факторов, разъяснительную работу по изучению истории еврейского народа его традиций и религии иудаизма следует продолжать и расширять! Религия иудаизма, веками хранившая еврейский народ, и ныне является одной из важнейших составных частей могущества нашего государства.              

                ВЕТЕРАНЫ ПРИОБЩАЮТСЯ К РЕЛИГИИ

Религиозными организациями в Израиле ведется активная работа по распространению иудаизма среди русскоязычных евреев. С этой целью по прямому указанию Любавичского Ребе Менахема Менделя Шнеерсона, на деньги еврейских спонсоров, в Иерусалиме в районе Рамот раввином Ицхаком Коганом, праведником из Москвы, было построено монументальное здание Духовного Центра с синагогой. Духовный Центр был открыт при большом стечении народа 14 февраля 2010 года.   Руководство Духовным Центром было поручено реб Аврааму Цидону.

В беседе с автором этих строк уважаемый реб Авраам, касаясь письма Горелика, сказал следующее:

 "Этот человек, несомненно, герой войны и победы, но в данном случае он ошибается. Он хочет скрыть от мира наше еврейство и избранность народа Всевышним. Это неправильно. Рассказывая об этом, мы должны разъяснять людям, что евреи внесли в мир новое мировоззрение, основанное на высокой нравственности и духовности, которые они получили непосредственно от Всевышнего. Это стало отличать нас от других народов и вызвало неприятие, противодействие, ненависть с их стороны, возник  антисемитизм. Поэтому мы должны быть готовыми ко всему и помнить, что быть евреями – это не привилегия, а высочайшая ответственность перед Б-гом и народами. И когда мы не выполняем свой долг, Всевышний нас наказывает".

Реб Авраам рассказал, что Духовный Центрпроводит В Израиле большую разъяснительную и воспитательную работу. Но основная работа проводится в Центре. Здесь сочли возможным, например, отмечать крупнейший светский праздник – День Победы над нацизмом, как религиозный, но только не 9 мая, а по еврейскому летоисчислению 26 йаара, который выпадает на разные дни мая. В эти дни почетными гостями Центра являются ветераны и инвалиды – евреи-победители во Второй мировой войне. Деятельность Центра многообразна. Для подробного рассказа о ней потребовалась бы отдельная статья.

Стремление вникнуть и понять еврейскую религию овладевает сердцами многих русскоязычных репатриантов, в том числе и участников войны. Михаил Сандлер, ему 93 года, живет в районе Неве-Яаков Иерусалима. Он с честью  прошел свой боевой путь в танковых войсках с первого до последнего дня войны. В Израиле он уже 20 лет является старостой в расположенной в центральной части города синагоге Меркац Хабад. В его группе около 40 мужчин и более 60 женщин. Руководитель группы – рав Абрам Баш. Занятия проводятся с мужчинами и женщинами раздельно, пять дней в неделю. Об этих людях можно сказать, что они искренне стремятся  понять и принять иудаизм своим разумом, сердцем и душой.                             

Основатель сионизма, выдающийся борец за идею возвращения евреев в Эрец Исраэль и создания своего государства, Теодор Герцль высказал в свое время важную мысль: "Сионизм в моем понимании – это не только стремление к возвращению в Страну Обетованную гонимого народа, но и стремление к нравственному и духовному совершенству".

Это совершенствование, как представляется, имеет также в виду глубокое изучение прибывшими еврейской религии и их возвращение к своим корням. Пожелаем же нашему народу достойных успехов в выполнении этого благородного стремления, как в Израиле, так и в диаспоре во всем мире!

        .

                                                  (Автор - член  Центрального совета и пресс-секретарь  Союза

                                                   ветеранов Второй мировой войны – борцов против нацизма,

                                                                 инженер-полковник ВМФ РФ в отставке)

 

 

             (См. ниже фотографию)

Синагога Духовного Центра. Во втором ряду слева направо: Давид Трибельский, Вульф Соломонов (бывший председатель Иерусалимского окружного комитета), Михаил Сандлер, Юрий Перич (нынешний председатель окружного комитета)

              

Синагога Духовного Центра. Во втором ряду слева направо: Давид Трибельский, Вульф Соломонов (бывший председатель Иерусалимского окружного комитета), Михаил Сандлер, Юрий Перич (нынешний председатель окружного комитета)  

 

Комментарии  

0 #1 Administrator 07.11.2013 21:49
Просьба ко всем читателям изложить Ваше мнение об этой статье.
Спасибо.
Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

визитка

Войцеховский Александр

Календарь мероприятий

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

О награждении сайта Дипломом

Вход

Для входа на сайт введите логин и пароль

День Победы в Ашкелоне


Празднование Дня Победы 8 мая 2017 года г.Ашкелон
 

Май 2017 года


Ветераны в Израиле о Войне
 

Последние комментарии

Тарнопольский Г.И.

04. июня, 2017 |

Как связаться с Вами? Григорий Исаакович двоюродный дед моего мужа Андрея...

Сима и Борис

04. февраля, 2017 |

Спасибо за память. Очень важно, чтобы никто не был забыт. Чтобы внуки и...

Back to Top