sv6

БЕГЛЯНКА ИЗ СИМФЕРОПОЛЯ

БЕГЛЯНКА ИЗ СИМФЕРОПОЛЯ

Немецко-фашистские войска вошли в Симферополь в первый день ноября 1941 года. Вошли и начали устанавливать свои порядки : школы закрыли, учеников разогевли, а затем,уничтожив все советские учебники и пособия, нвчали постепенно открывать школы под собственным патронатом.

 Фото Симферополя в оккупации.
Фото 1. Фото Симферополя в оккупации.

ул.К.Маркса, арка во двор дома №6

Фото 2. ул.К.Маркса, арка во двор дома №6.

Повешанный еврей.

Фото 3. Повешанный еврей.



ул.Розы Люксембург, справа - здание нынешнего техникума железнодорожного транспорта (СТЖДТФото 4. ул.Розы Люксембург, справа - здание нынешнего техникума железнодорожного транспорта (СТЖДТ).

Жителли Симферополя слушают новости вермахта на русском и татарском языках

Фото 5. Жителли Симферополя слушают новости вермахта на русском и татарском языках.

Зверства фашистов в Крыму

Фото 6. Зверства фашистов в Крыму.

Драмсекция культурно-просветительного общества крымчаков Симферополя (1926г.) Фото из сайта : Sostav.ru

Фото 7. Драмсекция культурно-просветительного общества крымчаков Симферополя (1926г.) Фото из сайта : Sostav.ru
9 -13.12.1941г. зондеркоманда 11б, а также подразделение, подчинявшееся штабу айнзатцгруппы "Д" и подразделения зондеркоманд 10б и 11а, а также 2-й взвод роты фельджандармении №683 партиями вывозили евреев из сборных пунктов и растреливали - в основном, на 10-м километре шоссе Сиферополь - Феодосия у противотанкового рва. В Симферополе казни, проводимые айнзатцкомандой 11б, осуществлялись по приказу армии; Армия предоставляла грузовики, бензин и водителей для доставки евреев к местам экзекуции.Фашисты уничтожили около 6 тысяч крымчаков, т.к.считали их евреями. 11декабря - день памяти растрелянных немцами крымчаков, самой страшеой даты этого народа.Только на 10 - м километре от Симферополя было растреляно 10600 евреев, 1500 крымчаков.
Декабрь 1941 г. был "чёрным"месяцем для Крыма - в это время прошла большая часть массовых казней евреев, крымчаков, цыган.

Ров на 10-м километре.
Симферополь был оккупирован 2 ноября 1941 года – и в этот же день на улицах появилось «Объявление населению», в котором евреям (их именовали «жидами») было приказано носить белую повязку на обоих рукавах с изображением шестиконечной звезды. Неисполнение приказа жестоко каралось. 18 ноября было объявлено о том, что все евреи обязаны пройти регистрацию. Уклонившихся от регистрации повесили на деревьях и столбах по всему городу… А затем крымчакам и евреям приказали 9-10 декабря явиться на сборные пункты. Явка распространялась на всех членов семей, включая женщин, детей и стариков. С собой надо было иметь самые необходимые вещи и питание на четыре дня. С этих сборных пунктов людей отправляли к противотанковому рву на 10 - м километре шоссе Симферополь – Феодосия и там расстреливали. Начиная с 11 декабря с раннего утра и до вечера из Симферополя сюда привозили людей на казнь: 25-30 машин в день, в каждой – до 40 человек. Расстрелы начинались в 8 утра и заканчивались в пять вечера. По воспоминаниям очевидцев, этот кошмар продолжался 9 - 10 дней. Тогда были расстреляны около 10 600 евреев и 1500 крымчаков. Степь была буквально усеяна галошами да отобранными у людей перед казнью паспортами…


Источник: https://gazetacrimea.ru/news/krovotochashaya-data-75-letie-rasstrela-evreev-i-krimchakov-pod-simferopolem
© 2000-2018 "Крымская газета"


Но вернёмся к теме статьи : "БЕГЛЯНКА ИЗ СИМФЕРОПОЛЯ".
В сентябре Ася перешла в десятый класс. Оккупация лишила её и одноклассников возможности учиться. Да и будущее тогда казалось неясным. Просто верили,что "придут наши", и всё станет на свои места. Учёба возобновилась только через полгда. В других помещениях - в старом здании школы разместились немецкие пехотинцы. Классы остались без мебели - скамейки и парты были разрублены на дрова ещё зимой, и дети занимались за разношёстными столами и стульями, снесёнными отовсюду. Учителя тоже были другие, незнакомые - либо пенсионеры, либо бывшие учителя царских гимназий и школ. Восставать против новых немецких порядков было смертельно опасно. Тем не менее, учителя время от времени обнаруживали антифашистские надписи мелом на доске, разорванные портреты фюррера...
* * *
Вскоре пошли слухи о наборе группы "для поездки в Германию". Подавалось это, как поощрение за хорошую учёбу. Но в классах и домах все понимали, что под видом поездки фашисты хотят осуществить насильственный вывоз молодых и здоровых юношей и девушек на работу. Сомнений не было. Они делали это и раньше, только пришёл черёд старшеклассников. Потому никто не изъявлял желания получить подобное "поощрение". В семьях думали, как спрятаться, и молились, надеясь избежать угона в Германию, надеясь не потерять своих детей. Но уже летом по городу были расклеяны указания немецких оккупированных властей : "Учащиеся старших классов, освобождённые от поездки в Германию, должны посещать школу до конца учебного года, в противном случае они не получат установленных аттестатов и свидетельств". В семью Аси пришло известие о том, что она не "освобождается от поездки", что ей нужно прийти на биржу труда с паспортом.
То был ужасный день. Отец перенёс эту весть молча, по-мужски. Ещё вчера вечером, уходя на дежурство, он обнял дочку и попытался хоть как-то утешить жену. Но ни слова, ни что-то другое не могли уменьшить горя, которое вот-вот должно было обрушиться на семью. Утром Клавдия Ивановна с заплаканными за ночь глазами пошла на работу в румынскую мастерскую, где починяла солдатское обмундирование. А дочь в сопровождении полицая отправилась к бирже, туда, где сейчас расположена улица Калинина, напротив военной комендатуры. Ей овладела некая обречённость, апатия. Казалось, выхода нет. Угроза угона в Германию становилась всё реальней с каждым шагом. Когда она вошла в двери биржи и увидела огромную очередь, тянувшуюся вдоль лестничных пролётов аж до третьего этажа, внутри что-то оборвалось. На входе сидел потный немец с крохотной розочкой в петлице. Он забрал паспорт и дописал имя девочки в какой-то список. Полицай подтолкнул Асю в спину, и она начала подниматься по ступеням, с трудом передвигая налившиеся свинцом ноги.
Было жарко и душно. Людей было много. Они тихо переговаривались между собой, безучастно и покорнр ожидали своей судьбы. Повернув на очередной лестничный марш, Ася ощутила на лице дуновение ветерка, подняла глаза и увидела, что окно на площадке между первым и вторым этажами открыто. Мысль о бегстве пришла внезапно, спонтанно и решительно. В несколько прыжков Ася оказалась у приоткрытой рамы и бесстрашно спрыгнула вниз, на тротуар. За спиной услышала удивлённые возгласы стоящих в очередь, а потом истошный крик опомнившегося полицая : "Сто-о-о-о-ой ! Ха-а-а-альт !!".
* * *
Сердце бешено колотилось, мозг работал как бы автоматически. Ася рванула влево, стараясь как можно бастрее добежать до поворота. Оглянувшись на бегу, увидела, как из дверей биржи выбежал немец с розочкой, а за ним - раскрасневшийся от гнева полицай. Они что-то кричали по-немецки. Перед тем как свернуть за угол, Ася услышала рёв заводящегося мотоцикла и одинокий хлопок выстрела. Кусочек отбитой штукатурки больно царапнул щёку.
Хотелось просто срыться, испариться, стать невидимой. Продолжать бег по улице было бессмысленно : мотоциклисты быстро её догонят. И не было гарантии, что за очередным поворотом её не встрерит пулей немецкий патруль. Вдруг перед глазами воспоминания о том, как на ноябрьских улицах Симферополя лежали трупы убитых фашистами мальчишек, которые попытались сопротивляться оккупантам, выйдя с винтовками против немецких танков...

Немецкие танки, используемые для оккупации Крыма.
Фото 8. Немецкие танки, используемые для оккупации Крыма.
......Подворотня. Гулкий стук каблучков. Лестница. Каменный забор. Ася перескочила на него инстиктивно. Побежала по шатающимся камням вглубь квартала. В подворотню вбежал солдат и выстрелил бегущую девочку. Промахнулся. Она камнем свалилась вниз, лишь бы её не было видно. То был какой-то двор. В углу стояла большая будка. Чуть поодаль нежилась на солнце приличных размеров собака. "Будь, что будет", - недолго думая, Ася забралась в будку и забилась в её дальний угол. Собака лениво поглядела на гостью и снова задремала. Вокруг были слышны крики немецких офицеров, отдающие приказы. Патрули шарили по дворам и подъездам. Машины и мотоциклы прчёсывали соседние улицы. Немцы не могли понять, куда подевалась беглянка.

Во двор с собакой несколько раз заходили патрули

Фото 9. Во двор с собакой несколько раз заходили патрули, но к будке приближаться не стали : слишком уж грозно сиотрел на них пёс.
Постепенно звуки поисков стихли. Оккупанты посчитали,что не стоит стольких усилий какая-то девчонка.
* * *
Будка в качестве временного прстанища оказалась надёжной. Сонный охранник лежал на траве. Пару раз он вставал, подходил к будке, заглядывал внутрь, втягивал в себя запах перепуганной девушки и, поев из миски, возвращался на прежнее место. Интересно,что пёс не выказал никакого раздражения даже когда совсем стемнело. Незванная гостья всё ещё сидела в его будке, а он будто не обращал на это вниманиея. Когда снаружи всё стихло, когда все звуки словно растворились в летнем пении сверчков и цикад, Ася осторожно выбралась наружу. Пёс завилял хвостом, видимо,обрадовавшись, что его дом освободили, и проводил взглядом крадущуюся по двору девочку.
По улице, тихо разговаривая, шли два патрульных. Ася вжалась в стену у ворот и затаила дыхание. Чужая речь вскоре затихла у переулка, и Ася решилась пройти по тёмной улице до противоположного угла.
На Гоголя было пустынно. Ни звука. Пробравшись вдоль домов, она подошла к знакомому окну и тихо постучала. Занавеска за окном чуть отогнулась, Ася услышала едва слышное восклицание на татарском и увидела, как мамина сотрудница, крымская татарка Лиля, потянулась к щеколде. Стараясь не шуметь, женщина впустила дрожащую девочку в комнату и тихо затворила окно.
-"Ася,ты жива? "- то ли спрашивала, то ли утверждала Лиля,
-" Мы уже и не думали тебя увидеть. Немцы долго искали. Мама твоя весь день плачет".
-"Я в порядке. Только мне страшно. И я не знаю,что делать".
Следующие три дня Ася жила у Лили, прячась днём под кроватью. Клавдия Ивановна знала, что дочь у подруги, и была очень благоларна за эту помощь. Но, во-первых, у Лили было двое мальчиков, и пребывание Аси в их доме было крайне для них рискованным. Во-вторых, с каждым днём прятаться там было всё опаснее, поскольку немцы могли просто зайти в любой дом и случайно обнаружить беглянку. Тогда её жизнь не стоила бы ни гроша.
* * *
Ничего не подозревавшая Надя Арнатская, возвращаясь со школы, забежала в гости, чтобы узнать, почему Ася не ходит на занятияуже третий день. Асина мама ничего не сказала о побеге. Лишь сослалась на плохое самочувствие и временное отсутствие дочери. Надя защебетала, как обычно, делясь новостями. Рассказала заодно,что в театре появился некий немец по имени Ганс, и что он набирает сейчас девушек для своего ревю. Молоденькие девушки были нужны ,чтобы выносить номера между выступлениями артистов. Прослушивание и отбор должны будут начаться завтра, после обеда :
-"Всё правильно, Надюша", - у Клавлии Ивановны ёкнуло в груди от упоминания о Германии. Она улыбнулась Асиной однокласснице, так как мысль - избавить дочь от угона в чужую страну благодаря трудоустройству - ей понравилось.
* * *
К театру подошли вовремя. Ася переоделась в принесённое мамой трико, накинула лёгкий платок. В фойе театра было много девчонок - ровестниц Аси. Пришла и Надя. Ася очень переживала, чтобы на прослушивании не раскрылось её бегство. Поэтому на рассказы и болтовню подруги реагировала чуть рассеянно. Надя же чувствовала себя в этих стенах легко и свободно : как дочь художника театра, она считала его своим вторым домом.
10Фото 9. Крымский академический русский драматический театр им. М.Горького в годы войны. Основан в 1921 году на ул.Пушкина,15.
....В зал пригласили Наденьку, а через пару минут позвали и Асю. На тёмной сцене в круге света стоял невысокий стол и рядом стул. По ту сторону рампы сидело несколько человек. Так как девочки очень любили театр и при каждом удобном случае смотрели спектакли с участием любимых актёров, Ася сразу узнала несколько человек. Справа сидел Орловский-режисёр театра. Она запомнила его по пьесе Тренёва Констатина Андреевича "Любовь Яровая".

  Тренёв К.А. - (1876 -1945), советский прозаик и драматург.


фото 10. Тренёв К.А. - (1876 -1945), советский прозаик и драматург.

Марка, выпущенная в Память Лауреата Сталинской премии первой степени (1941г.) Тренёва К.А.

Фото 11. Марка, выпущенная в Память Лауреата Сталинской премии первой степени (1941г.) Тренёва К.А.
Рядом с Орловским сидела Александра Фёдоровна Перегонец. Девочкам очень понравилась её роль Дианы в спектакле "Собака на сене". Только после войны они узнали, что Александра Фёдоровна вошла в состав руководства студии, которая спасала молодёжь от угона в Германию. Следующим сидел круглолиций незнакомый человек, повелительным тоном говорящий с остальными. Ася догадалась, что это был тот самый немец Ганс, режисёр ревю. Про него рассказывали будто до войны он работал в цирке клоуном. Когда же его отправили на фронт, то лучшим применением сил его было поддерживать настроение уставших соратников или устраивать для них представления в перерывах между боями. Вот почему его поставили куратором организованного в театре кружка. Вот почему он на правах главного режиссёра отбирал девушек в своё ревю.
Сидел там ещё кто-то неизвестный. Асю попросили влезть на стол, повернуться вокруг и сделать книксен. Она была высокой, стройной, хоршо сложенной девушкой, очень спортивной, но изящной. Члены комиссии что-то обсудили между собой и попросили Асю выйти. Заходя за кулисы, она заметила краем глаза, что Орловский тоже встал со своего места.
Волнующаяся мама встретила дочку вопросами :
-"Ну, как? Тебя берут? Что сказали?"
-"Мама, они друг с другом что-то обсуждали. Я ничего пока не знаю. Волнуюсь ужасно".
-"Хоть бы всё получилось", с надеждой произнесла мама.
И тут из дверей вышел Орловский и подошёл к Асе :
-"Скажи мне, пожалуста, милое создание, почему ты решила стать девушкой - номером? Почему пришла сегодня на этот отбор?"
"Милому созданию" не сразу нашлось, что ответить, но мама подбодрила её взглядом. Ася сказала :
"Вообще - то, я очень люблю театр. За последние два года мы с подружкой не пропустили ни одного спектакля...Я бы хотела здесь работать", - смутившись добавила она.
-"Ну,что ж", - Орловский, казалось, был доволен ответом,
- "Ты нам понравилась. Мы тебя берём".
Клавдия Ивановна всплеснула руками от радости. Глаза её наполнились слезами : нагрянувшее - было горе вроде бы получится обойти. Ася тоже была рада, но помнила, что лишь чудом её не растреляли полицаи, лишь чудом ей удалось спрятаться от преследования. А главное, что ещё один вопрос до сих пор не был решён :
-"Мой паспорт лежит на бирже труда. Меня собирались отправить в Германию", - тихо произнесла она.
- "Не волнуйся. Этот вопрос я возьму на себя", ответил Орловский - режисёр театра.
* * *
Режисёр театра Орловский выполнил своё обещание. Паспорт Асе вернули. Германия потеряла в её лице молодую. здоровую и очень симпатичную работницу.
В годы оккупации Симферополя в татре имени М.Горького была организована и успешно работа подпольная группа. В апреле 1944 года - перед самым освобождением города подпольную группу "Сокол немцы раскрыли ,подпольщиков казнили. Актёры стали героями не только на сцене, но и в жизни.Организаторами группы Фото 12.
Организаторами группы были главный художник (художник-оформитель) театра Николай Андреевич Барышев (1907—1944) и актриса Александра Фёдоровна Перегонец. [1]
В подпольную группу входили около 60 человек, в том числе 10 сотрудников театра:
актер Добромыслов Дмитрий Константинович
актриса А. Ф. Перегонец (1895-1944)
актриса Яковлева Зоя Павловна
костюмер Озеров Илья Никитович (1903—1944)
костюмер Кучеренко Елизавета Я.
машинист сцены Павел Ипполитович Чечёткин
уборщица Прасковья Тарасовна Ефимова
ученик художника Савватеев Олег Алексеевич (1927—1944)

"Сокол"- подпольная группа театральных работников.

фото 13. "Сокол"- подпольная группа театральных работников.

Мемориальная доска на здании театра в Симферополе.
Фото 14. Мемориальная доска на здании театра в Симферополе.
Подпольная деятельность
В 1941 году симферопольский театр не смог эвакуироваться — путь на Севастополь был отрезан. Труппа вернулась в Симферополь.
В мае 1942 года театр возобновил работу под новым названием «Симферопольский русский театр драмы и комедии». А. Ф. Перегонец получила разрешение создать при театре молодёжную студию, куда привлекла около 50 человек, спасая их тем самым от угона в Германию.
В 1943—1944 гг. А. Ф. Перегонец активно участвовала в подпольной деятельности разведывательно - диверсионной группы «Сокол».
Это был один из тех редких случаев, когда важные задания были поручены не профессиональным разведчикам, а актёрам. В частности, планировалось проведение террористической операции — покушение на Гитлера осенью 1943 года, прибывающего в Крым на открытие моста через Керченский пролив. Однако «крымский мост» был разрушен, Гитлер не приехал, операция была отменена.
Подпольщики переориентировались на разведывательную работу, готовились к диверсионным актам. В частности, они взорвали здание областного архива, откуда при отступлении не успели вывезти секретные документы. В целом группа «Соколы» организовала 45 крупных диверсий, передала сотни разведывательных донесений.
В конце 1943 года Н. А. Барышев составил план Симферополя и нанёс на него разведывательные данные о военных объектах противника. Карта была передана партизанам и использована при освобождении города 51-й армией в 1944 году.
Подпольщики поддерживали связь с крымскими партизанами, с подпольным обкомом. В театре был создан тайник, куда спрятали богатую коллекцию из 5000 театральных костюмов, которую немцы планировали вывезти. В марте 1944 года гестапо напало на след группы. 18 марта, сразу после спектакля, подпольщиков арестовали. Удалось спастись только Е. Я. Кучеренко, которая при отступлении немцев спасла здание театра от пожара. Когда в симферопольском подполье начались провалы группе было предложено уйти в лес, но актёры отказались.
Артист Добросмыслов заявил так: «Наша группа должна остаться здесь до самого последнего момента. Без нас немцы могут сделать с театром все, что угодно. Нужен свой глаз». А Николай Андреевич Барышев, кроме этого, еще и потому не ушел, что не хотел оставлять старика - тестя, который из-за болезни в лес идти не мог.
Кто выдал подполье — до сих пор не вполне ясно. Предательница, работница театра Каблукова из фильма «Они были актёрами» — не более чем художественный вымысел. Автор книги «В крымском подполье», секретарь Крымского подпольного центра Иван Андреевич Козлов (1888—1957) подозревал в провале группы связную под псевдонимом «Лесная». На самом деле под этим псевдонимом скрывалась Скрипниченко Людмила Васильевна, офицер КГБ. Она была убита в гестапо 29 марта 1944 года. В апреле погиб и её муж, Александр Иванович Скрипниченко, также профессиональный разведчик.
По данным архивов КГБ, группа «Соколы» выдана агентом абвера М.Ящининым, работавшим на Симферопольской электростанции.
10 апреля 1944 года, за три дня до освобождения Симферополя советскими войсками, в урочище "Дубки", на территории совхоза "Красный" были расстреляны члены подпольной организации "Сокол". В ее состав входили актеры и сотрудники Крымского русского драматического театра во главе с декоратором Барышевым. Подпольщики вели разведывательную работу, поддерживая связь с партизанами.

столица Крыма - город Симферополь

Фото15. 13.04.1944 года столица Крыма - город Симферополь был освобождён от немецко - фашистких захватчиков в ходе Крымской операции войсками 4-го Украинского фронта при поддержке Черноморского Флота, Азовской флотилии и крымских партизан.

Используемая литература :
- https://gazetacrimea.ru/news/krovotochashaya-data-75-letie-rasstrela-evreev-ikrimchakov-pod-simferopolem - Ров на 10-м километре.
- Сайт : sostav.ru
- WWW.wolfsghanze.ru/eis/d.htmeinsatgruppe
- WWW.simfion.ru/books/mihailtagliy/inde[.htm
- Воспоминания Аси (Гартензии Михайловны Абрамовой).
- Воспоминания Клавдии Ивановны Абрамовой - мамы Аси.
- Воспоминания Михаила Гавриловича Абрамова - отца Аси.
- Воспоминания Виктории Рувимовны Киселёвой - Портной - дочери Аси.
автор статьи : Киселёва - Портная В.Р. - Член-корреспондент Международной академии социальных технологий (МАСТ, г.Симферополь-Беэр-Шева), E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Редактирование и вёрстка : Оперативная творческая группа Израильского отделения международной академии социальных технологий ИО МАСТ (рук.ИО МАСТ, ак.МАСТ, доцент ИОВ МАСТ ,член клуба "Победитель"в Беэр-Шеве , бывший житель Симферополя и постоянный посетитель любимого театра им.М.Горкого, В.П.Яковлев - E-mail : Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.)

Comments (0)

Leave a comment

You are commenting as guest. Optional login below.

О награждении сайта Дипломом

Вход

Для входа на сайт введите логин и пароль

меню контакты

Ищу родственников

25. апреля, 2020 |

Разыскиваю потомков семей Урман и Зайчик из Дубоссар
tkogan gmail.com

Поиск контактов

11. февраля, 2020 |

Хотелось бы пообщаться с господином Альтманом по электронной почте, через...

нужна информация

24. сентября, 2019 |

Здравствуйте. Мне известно по данным 1992 года что мой дед Цванг Арон...

Григорий Ильич! Здравствуй!

19. апреля, 2019 |

Михаил Дубровский.
19 апреля 2019.

Григорий Ильич, отзовись!
Мы с тобой...

Леонид Ветштейн

15. октября, 2018 |

Увы, никого из тех, о ком рассказано в этой публикации, уже с нами нет.

Голос живой памяти

13. мая, 2018 |

Здравствуйте,
Подскажите где можно приобрести или скачать книгу ‘Голос живой памяти’ Моисеева Е.В.

книга передана музею Яд-ваШем

12. ноября, 2017 |

сообщаю, что один экземпляр книги был передан мною музею "יד ושם"

Тарнопольский Г.И.

04. июня, 2017 |

Как связаться с Вами? Григорий Исаакович двоюродный дед моего мужа Андрея...

Виктор Рахман

12. мая, 2017 |

- Мои комментарии - непосредственного участника не только этого парада -...

Сима и Борис

04. февраля, 2017 |

Спасибо за память. Очень важно, чтобы никто не был забыт. Чтобы внуки и...

souzveteranov.com-Google pagerank and Worth